Дело № 2а-6894/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]
Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи: Симагина А.С.,
при ведении протокола секретарем: Алеевой З.А.,
с участием: представителя административного истца Салмина М.Д., представителя административного ответчика Цимбаловой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Суглобова Сергея Николаевича об оспаривании распоряжения главы администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об отказе в переводе нежилого встроенного помещения П6 многоквартирного жилого дома [ адрес ] в квартиру» и протокола заседания межведомственной комиссии по перепланировке жилых помещений и переводу жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) от [ 00.00.0000 ] [ № ] в части отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Суглобов С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об отказе в переводе нежилого встроенного помещения П6 многоквартирного жилого дома [ адрес ] в квартиру» и протокола заседания межведомственной комиссии по перепланировке жилых помещений и переводу жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) от [ 00.00.0000 ] [ № ] в части отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение. В обоснование заявленных требований Суглобов С.Н. указал, что он является собственником нежилого помещения, площадью 36 кв.м, расположенного по адресу: [ адрес ]. В [ 00.00.0000 ] Суглобов С.Н. обратился в администрацию Нижегородского района г. Нижнего Новгорода с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое. Вследствие отсутствия поэтажных планов дома, а также подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства сетей водоснабжения и газового оборудования, в удовлетворения заявления Суглобову С.Н. было отказано. Впоследствии Суглобов С.Н. повторно обратился в администрацию Нижегородского района г. Нижнего Новгорода с аналогичным заявлением, представив недостающие документы. Решением межведомственной комиссии по перепланировке жилых помещений и переводу жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые), оформленным протоколом от [ 00.00.0000 ] [ № ], Суглобову С.Н. отказано в переводе нежилого помещения в жилое помещение. На основании указанного решения межведомственной комиссии распоряжением администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] принято решение об отказе Суглобову С.Н. в переводе нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: [ адрес ], в жилое помещение в связи с нарушением п.4 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанные решения, по мнению заявителя, являются незаконными, поскольку они нарушают права Суглобова С.Н. как собственника на осуществление права на жилище и совершение действий в отношении принадлежащего ему имущества. Испрашиваемый перевод нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме не нарушает права других лиц, техническая и проектная документация соответствует требованиям жилищного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, данное помещение находится в зоне жилищной застройки. Право собственности на переводимое помещение не обременено правами третьих лиц. На этом основании Суглобов С.Н., изменявших исковые требования, окончательно просил суд: признать незаконными распоряжение администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об отказе в переводе нежилого встроенного помещения П6 многоквартирного жилого дома [ адрес ] в квартиру» и протокол [ № ] заседания межведомственной комиссии по перепланировке жилых помещений и переводу жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) от [ 00.00.0000 ] в части отказа Суглобову С.Н. в переводе нежилого помещения П6 в жилое помещение.
Административные ответчики администрация Нижегородского района г. Нижнего Новгорода и районная межведомственная комиссия по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая на отсутствие допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя и соблюдение требований жилищного и градостроительного законодательства Российской Федерации при принятии решений об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение.
Заинтересованное лицо администрация г. Нижнего Новгорода возражала против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель административного истца Салмин М.Д. поддержал заявленные требования.
В судебном заседании представитель административного ответчика Цимбалова И.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в письменных возражениях.
Иные участвующие в административном деле лица в судебное заседание не явились, считаются надлежащим образом извещенными, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, в связи с чем, суд на основании ст. 150-152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, его территориальных подразделений и должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено судом и усматривается из материалов административного дела, Суглобов С.Н. является собственником находящегося на первом этаже встроенного нежилого помещения, площадью 36 кв.м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: [ адрес ].
В [ 00.00.0000 ] Суглобов С.Н. обратился в администрацию Нижегородского района г. Нижнего Новгорода с заявлением о переводе нежилого помещения, площадью 36 кв.м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: [ адрес ], в жилое помещение.
Решением межведомственной комиссии по перепланировке жилых помещений и переводу жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые), состав которой утвержден распоряжением администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] (с последующими изменениями), оформленным протоколом от [ 00.00.0000 ] [ № ], Суглобову С.Н. отказано в переводе нежилого помещения в жилое помещение в связи с нарушением п.4 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании решения межведомственной комиссии по перепланировке жилых и нежилых помещений от [ 00.00.0000 ] [ № ], по результатам рассмотрения представленных документов распоряжением администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] принято решение об отказе Суглобову С.Н. в переводе нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: [ адрес ], в жилое помещение в связи с нарушением п.4 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, с чем выражено несогласие в предъявленном административном исковом заявлении.
Условия и порядок перевода нежилого помещения в жилое помещение определены в главе 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
При этом при использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах (ч.10 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно ч. 1 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий перевод помещений).
Пунктами 4.6.7 и 5.1.8 Положения об администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ], решение вопроса о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые отнесено к полномочиям администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода.
В силу п.3 и 4 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Согласно ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с данным Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов (часть 5); в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (часть 6); эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (часть 7); техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (часть 8); эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (часть 10).
Из содержания данной нормы Кодекса следует, что отношения по эксплуатации зданий, сооружений являются градостроительными отношениями и составляют предмет регулирования градостроительного законодательства, включающего в том числе и нормативные правовые акты Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должно осуществляться их техническое обслуживание, проводимое в целях обеспечения надлежащего технического состояния этих зданий, сооружений, под которым понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
В развитие указанных положений и в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений принят Федеральный закон от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии со ст. 5 данного Федерального закона безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также – строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Согласно ч. 1, 2 и 4 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения.
В силу ч. 6 ст. 15 данного Федерального закона соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования настоящего Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или на требования специальных технических условий.
На основании ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года №1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Перечень).
Санитарные и технические правила и нормы для жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, установлены, в том числе, и СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».
Согласно п.7.2.15 указанных норм и правил, включенных в Перечень (п.38), помещения общественного назначения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания.
Судом на основе представленных доказательств установлено, что смежным с переводимым в жилое помещение нежилым помещением является нежилое помещение; вход в нежилые помещения является единым, что не отрицалось сторонами при рассмотрении административного дела по существу. Перевод помещения [ адрес ], принадлежащего Суглобову С.Н. на праве собственности, в жилое помещение без организации отдельного входа приведет к тому, что вход в жилое и нежилые помещения будет общим, что прямо запрещено санитарными правилами и нормами (п.7.2.15 СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»).
Приказом Минрегиона России от 24 декабря 2010 года №778 утверждена и введена в действие с 20 мая 2011 года актуализированная редакция настоящего документа. Указанные СНиП включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года №1521, которые согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» являются обязательными для применения и подлежат неукоснительному соблюдению.
При таких обстоятельствах у межведомственной комиссии и администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода в соответствии со ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации имелись достаточные правовые основания для отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение.
Поэтому оспариваемые решения межведомственной комиссии и администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, направленные на выполнение императивных требований жилищного и градостроительного законодательства Российской Федерации, и обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц и юридических лиц, не могут расцениваться как нарушающие права и законные интересы Суглобова С.Н., что исключает возможность удовлетворения его административного искового заявления, поданного в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а доводы заявителя о несогласии с оспариваемыми решениями отклоняются судом как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Доводы административного истца о нарушении оспариваемыми решениями его законных интересов как собственника нежилого помещения и права на жилище, при том, что Суглобов С.Н. зарегистрирован и проживает в другом жилом помещении, также носят произвольный характер и не могут повлиять на результат разрешения административного дела по существу.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу приведенных выше мотивов в удовлетворении административного искового заявления Суглобову С.Н. должно быть отказано в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении административного искового заявления Суглобову С. Н. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.С. Симагин